Методологические основы изучения человека. Регулятивные процессы. Мотивация
Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] : монография / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 351 с. В монографии подводятся итоги теоретических и экспериментальных исследований в области человеко-знания за последнее десятилетие. Рассматриваются проблемы изучения человека в современной науке, а также изменение функций психологии в системе наук. Много внимания уделяется изучению основных характеристик человека (как индивида, личности и индивидуальности) в связи с филогенезом и историей человечества. Вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека выделены в особый раздел. Книга рассчитана на научных работников, аспирантов, студентов и всех, интересующихся проблемами философии и психологии. |
|
Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды [Текст] : научное издание / Н. А. Бернштейн, ред. В. П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2004. - 688 с. В данную книгу избранных трудов выдающегося ученого вошли его работы, синтезировавшие достижения биомеханики, физиологии, теории автоматического регулирования, в которых он вплотную подошел к психологическим проблемам организации и функционирования исполнительного действия. Намеченные Н.А.Бернштейном перспективы для психологии и физиологии активного поведения, одной из форм которого является двигательная активность, остаются главным ориентиром для всех, кто работает над проблемами моделирования живого движения и производных от него форм психической жизнедеятельности. Книга предназначена для психологов, физиологов, инженеров и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности. |
|
Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Г. М. Бреслав. - М. : Смысл : Академия, 2004. - 544 с. Учебное пособие знакомит с современной психологией эмоциональной сферы и освещает все основные направления изучения эмоций и чувств человека. Для студентов-психологов, профессионалов в области психологии и смежных наук. Может быть полезно также всем тем, кто хочет познакомиться с серьезными научными исследованиями эмоциональной жизни человека. |
|
Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / В. Вилюнас. - СПБ. : Питер, 2004. - 496 с. В сборнике текстов воспроизводятся фрагменты работ, знакомящих с основными направлениями изучения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Наряду с обобщающими работами в пособие включены материалы, анализирующие отдельные эмоциональные состояния и индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека. Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов, интересующихся историей и современным состоянием психологии эмоций. |
|
Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / В. А. Иванников. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : УРАО, 1998. - 144 с. Первоначально эта книга, вышедшая в 1991 году, предназначалась прежде всего для научных сотрудников и аспирантов. В последние годы она стала также постоянно использоваться как учебная монография и учебное пособие по спецкурсу. Такое положение делает необходимым переиздание книги и внесение в нее некоторых изменений. По сравнению с первым изданием уменьшается число ссылок на литературные источники и соответственно список литературы. Вместе с тем автор считает, что читатель должен видеть тот минимум литературы, в которой обсуждаются проблемы воли, волевой регуляции и мотивации поведения. Кроме того, в книгу включен новый параграф о потребностях, что делает ее более завершенной. |
|
Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для вузов / К. Э. Изард, пер. В. Мисник, А. Татлыбаева. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с. В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение. Данные теории оперируют терминами отдельных, четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уникальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные характеристики. |
|
Измайлов, Ч. А. Психофизиологические основы эмоций [Текст] : учеб.-метод. пособие ; рекомендовано методсоветом по направлению / Ч. А. Измайлов, А. М. Черноризов. - М. : МПСИ, 2004. - 72 с. В учебном пособии изложены современные взгляды на психофизиологию эмоций. Авторами представлено текущее состояние проблемы эмоций, описаны основные теории в этой области. Особое внимание уделено функциям и месту вегетативной нервной системы и структур головного мозга в формировании и протекании эмоций. Описаны вегетативные показатели эмоциональных состояний и основанные на них принципы детекции лжи. Подробно рассмотрены нейрохимическая и функциональная Организация центральных механизмов эмоций, биохимические регуляторы эмоциональных процессов. |
|
Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 512 с. Учебное пособие посвящено основным вопросам теории и методологии изучения мотивации и мотивов человека. Особое внимание в нем уделяется анализу представлений о сущности мотива, его структуре и разновидностям. Автор предлагает собственную концепцию мотивации и мотивов, базирующуюся на критическом рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии взглядов на эту проблему. В пособии излагаются закономерности формирования мотивационной сферы человека в онтогенезе и в различных видах поведения и деятельности, рассматриваются нарушения мотивации при патологии. Представленные в пособии психодиагностические методики могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы. Для психологов, психофизиологов, педагогов, а также студентов факультетов психологии и педагогических учебных заведений. |
|
Ильин, Е. П. Психология воли [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009. - 368 с. Учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов общей психологии - теории и методологии изучения волевых процессов. В книге с авторской позиции проанализированы традиционные и новейшие научно-философские, психологические и физиологические представления о явлениях волевой сферы человека (в частности, о "силе воли"), прослежены закономерности ее развития в онтогенезе, а также ее проявления в различных видах поведения и деятельности, рассмотрены вопросы патологии воли. В систематизированном виде в пособии представлены малоизвестные психодиагностические методики изучения воли, которые могут быть с успехом использованы в практической деятельности специалистов системы образования, спортивной и производственно-организационной сферы. Издание адресовано психологам, психофизиологам, педагогам, а также студентам вузовских факультетов психологического и педагогического профилей. |
|
Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека [Текст] : учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с. : В данной книге наиболее полно и систематически в отечественной психофизиологии рассмотрены вопросы, относящиеся к психомоторной сфере человека. Показана роль психомоторики в жизни человека, в частности в таких ее областях, как спортивная и трудовая деятельность; дается характеристика различных патологических нарушений двигательной сферы. Учебник написан на обширной экспериментальной базе, которая включает и результаты исследований самого автора, в большинстве своем малоизвестные современному читателю. Книга предназначена для студентов и аспирантов психологических, биологических и физкультурных факультетов вузов, а также для специалистов в области физической культуры и спорта, психологов и физиологов труда. |
|
Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. - 412 с. Понятие "состояние" в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане "состояние" обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени. Книга посвящена нормальным состояниям человека при бодрствовании (состояние сна не рассматривается). Предназначена психологам, физиологам, педагогам и студентам, обучающимся по специальности "Психофизиология". |
|
Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 752 с. Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нём уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и её составляющих: эмоциональноготона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут использоваться как в научных, так и практических целях. |
|
Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] : научно-популярная литература / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск : ГП "Новосибирский полиграфкомбинат", 2002. - 264 с. В книге рассматриваются важнейшие вопросы мотивации и психологические механизмы, с помощью которых эта мотивация у человека формируется, проявляется и развивается. На большом экспериментальном материале раскрываются новые подходы в изучении природы мотива, его внутренней структуры и взаимосвязи с другими формами мотивации. Без освещения этих сторон мотивации трудно, а точнее невозможно понять сущность самих психологических механизмов и их проявление в индивидуальной и общественной практике человека. Книга предназначена психологам и всем тем, кто занимается исследованием причинности человеческой активности. |
|
Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Л. А. Первин, О. Джон, ред., В. С. Магун, пер., М. С. Жамкочьян. - М. : Аспект-Пресс, 2001. - 607 с. Один из лучших в мире учебников по психологии личности, полно отражающий ее классические и новейшие достижения. Авторы - ведущие американские ученые. Перевод сделан с седьмого издания, вышедшего в США в 1997 году. Книга написана с заботой о читателе, глубокое содержание сочетается в ней с ясностью и доступностью изложения. Серьезное внимание уделяется практическим приложениям психологии личности, в том числе теории и практике психотерапии. Благодаря этой книге российский читатель получает доступ к колоссальным теоретическим, фактическим и прикладным ресурсам, накопленным мировой психологией личности. Для студентов-психологов, преподавателей, исследователей, практических психологов и психотерапевтов. |
|
Психические состояния [Текст] : хрестоматия / ред., сост. Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2001. - 512 с. Причиной взлетов и падений, успешных и неуспешных действий и поступков человека являются не только его потребности, желания и особенности личности, но и его психическое состояние. Мировой психологической наукой накоплен огромный опыт в области исследования психических состояний. В новом издании серии `Хрестоматия по психологии` собраны фрагменты из множества публикаций отечественных и зарубежных ученых - классиков науки, а также современных исследователей психологии состояний. Аудитория хрестоматии - преподаватели, аспиранты, студенты психологических, педагогических и медицинских специальностей, все изучающие психологию. |
|
Психология индивидуальных различий [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - 2-е изд. - М. : "ЧеРо", 2002. - 776 с. Пособие продолжает серию переизданий хрестоматий по общей психологии. В книге даются основные понятия, раскрываются задачи, проблемы и методы психологии индивидуальных различий, основные закономерности и факты. По сравнению с первым изданием шире представлены современные исследования по дифференциальной психологии. Издание предназначено для студентов, аспирантов и научных работников психологических факультетов университетов и вузов, а также для всех читателей, интересующихся вопросами психологии индивидуальных различий. |
|
Психология личности. Хрестоматия [Текст] : в 2-х т. учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / ред., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2013 - Т.2 : Отечественная психология. - 544 с. Во втором томе хрестоматии наиболее полно представлены концепции психологии личности отечественных психологов. Это первое в стране издание такого рода. Книга предназначена для психологов, философов, педагогов, юристов, а также для всех тех, кто интересуется психологией личности. |
|
Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано Мин. образования / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, ред., В. Г. Щур. - М. : Школьная Пресса, 2000. - 416 с. Данная книга - вторая в учебном комплексе "Основы психологической антропологии" (первая - "Психология человека", третья - "Психология образования человека"). Она занимает центральное место в структуре психологического образования педагога. В книге изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии; содержание принципа развития в психологии и его категориальный строй; антропологическая модель субъективной реальности и периодизация ее развития в онтогенезе; ступени, периоды и стадии развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни. Заключают книгу словарь основных понятий и образовательная программа курса. Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей и лицеев, но также всем специалистам гуманитарной сферы. |
|
Слотина, Т. В. Психология личности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. В. Слотина. - СПб. : Питер, 2008. - 304 с. Издание представляет собой современное учебное пособие по одной из наиболее актуальных психологических дисциплин. В нем рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее известных зарубежных и отечественных теорий и концепций, даны определения основных понятий курса. В пособии представлено подробное описание большинства структурных характеристик личности, в числе которых - характер, роли, отношения, конструкты, установки, ответственность, свобода и т. д. В последнем разделе, посвященном основам современной психодиагностики личности, предложено авторское определение указанного понятия. Книга содержит подробный список литературы, задания и вопросы для самоконтроля. Автором разработана программа курса, темы рефератов, а также практикум, включающий в себя не только методики изучения особенностей личности, но и авторскую программу тренинга личностного роста. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузовских факультетов психологического и педагогического профилей. |
|
Современная психология мотивации [Текст] : научное издание / ред. Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2002. - 343 с. Сборник работ ученых, представляющих научную школу факультета психологии МГУ, которые посвящены современным проблемам психологии мотивации. Статьи сборника содержат теоретические обзоры, теоретико-экспериментальные и прикладные исследования, опирающиеся на новые тенденции психологии мотивации и саморегуляции, сформировавшиеся в последние два десятилетия. Адресуется психологам. |
|
Шапкин, С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано Мин. образования / С. А. Шапкин. - М. : Смысл : ИП РАН, 1997. - 140 с. Книга посвящена проблемам феноменологии и экспериментального изучения волевых процессов. На примере теории Ю. Куля, которая занимает сегодня центральное место в западноевропейской Психологии воли, показано системное строение волевых процессов и описаны разнообразные экспериментальные парадигмы для их изучения. Показана техника анализа экспериментальных данных с помощью статистического пакета "SPSS for Windows". Приводятся новые методы диагностики волевой сферы личности. Может быть использована как пособие для студентов по курсу "Экспериментальная Психология". Для преподавателей психологии, исследователей, практических психологов. |