Психодиагностика
Человек – самый таинственный и
сбивающий с толку исследователей объект науки.
П. Тояр де Шарден.
Психодиагностика - это достаточно надежный и тонкий инструмент, с помощью которого становится возможным многогранное изучение личностных свойств и особенностей состояния конкретного человека.
Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит швейцарскому психологу Герману Роршаху (1874-1922).
Психодиагностика использует специальные методики, направленные на изучение психики человека, и постановке психологического диагноза (психологических выводов).
К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально–ориентированные тесты; опросники для выявления интересов и др.
Выставка представлена для студентов факультета психологии для курсового и дипломного проектирования состоит из 4-х разделов :
- Прикладная психодиагностика
- Психодиагностические методики
- Методы психодиагностического обследования детей
- Периодические издания
Разработчики: Силина Л.П., зам. зав. библиотекой;
Наконечная Е. В., кандидат психологических наук.
Костин А. Н. Многоуровневость психической регуляции как одно из оснований развития психодиагностики / А. Н. Костин, Ю. Я. Голиков // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 3. – С. 58-73. – URL : http://ebiblioteka.ru/browse/doc/21958130 (27.03.2014). Аннотация: Анализируется проблема многоуровневости психических свойств в процессе психодиагностики профессионально важных качеств и индивидуально-личностных свойств. Теоретическими основаниями ее решения являются следующие положения: выполнение теста рассматривается как деятельность; актуализация свойства соответствует включенности определенных уровней психической регуляции. Раскрытие многоуровневой структуры психической регуляции деятельности осуществляется с помощью концепции проблемностей. Представлены результаты экспериментальной апробации методов анализа проблемностей и таксономии межсаккадических интервалов движений глаз для оценки субъективной сложности деятельности в качестве общего параметра диагностики. |
|
Подпругина В. В. Исследование представлений об эмоциях посредством рисуночных тестов / В. В. Подпругина, И. В. Блинникова // Вопросы психологии. – № 3. – С. 134-142. Аннотация: Проанализированы цветовые, графические, пространственные и содержательные параметры изображений эмоций у подростков и взрослых; выявлены универсальные инварианты и вариативности в представлениях об эмоциях с помощью рисунка; проанализированы предпочтения в цветовой гамме; выделены типы изображений эмоциональных состояний: символ-экспрессия, символ-образ и ситуации, связанные с большими индивидуальными различиями. |
|
Стрижова Е.А, Диагностика трудовой мотивации: опыт разработки методики [Электронный ресурс] / Е.А. Стрижова., А. Н. Гусев. // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1. – С. 128-133. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: В статье показана возможность диагностики трудовой мотивации методом выявления субъективных различий между мотивационными объектами (мотивами трудовой деятельности) в пространстве оценочных шкал. Описан опыт разработки методики, представлены результаты исследования, направленного на выявление мотивов трудовой деятельности (мотивационные объекты) и шкал для их оценки. |
|
Бадмаева Н. Ц. Основные подходы к диагностике интеллектуальной и творческой одаренности школьников [Электронный ресурс] / Н. Ц. Бадмаева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 5. – С. 99-105. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к диагностике умственной одаренности школьников, представлены результаты комплексного исследования одаренности школьников г.Улан-Удэ, в котором проблема интеллекта и креативности рассматривается в контексте личностного развития ребенка. Показано влияние внешних и внутренних психологических условий на развитие интеллектуальной и творческой одаренности школьников. |
|
Славутская Е. В. Исследование интеллектуальных показателей младших подростков при развивающем воздействии на их эмоционально-волевую сферу [Электронный ресурс] / Славутская Е. В. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Т. 11, № 2. – С. 76-81. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: Исследуются взаимосвязи эмоционально-волевых свойств и интеллектуальных показателей младших подростков. В течение трех лет проводился эксперимент по диагностике и развитию эмоционально-волевой сферы школьников 9−12 лет. Для обработки результатов психодиагностики до и после формирующего эксперимента использовались корреляционный и факторный анализы. Описаны методы диагностики и коррекционно-развивающей работы; показано, что воздействие на эмоциональноволевую сферу может существенно влиять на развитие интеллекта школьников. |
|
Костромина С. Н. Функциональная организация прикладной психодиагностики [Электронный ресурс] / С. Н. Костромина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 7, № 28. – С. 123-131. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: В статье представлен анализ основополагающих признаков психодиагностики как практической деятельности специалиста. В качестве важнейшего условия организации ее содержания обоснована необходимость учета гносеологического характера психодиагностической деятельности, который раскрывается через специфические функциональные составляющие - логический, семиотический, деонтологический и технический компоненты. Предложена функциональная организация прикладной психодиагностики, описывающая значение каждого компонента в соответствии с его содержанием и ролью в общем процессе постановки психологического диагноза и определяющаяся необходимостью существования каждого компонента в ходе диагностирования. |
|
Доценко Е. Л. «Сиблинговые» методы психодиагностики [Электронный ресурс] / Е.Л Доценко., М.В.Богданова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. –№ 9. – С. 169-177. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: В статье дано обоснование нового подхода в психодиагностике - сиблинговых методов - альтернативных версий одной методики (опросниковой, проективной, психосемантической), позволяющих исследовать фрагмент психической реальности, выделенный по единому основанию, на разных уровнях образа мира. Новый подход разрабатывается с целью снять трудности и ограничения отдельных видов диагностики и сделать сочетание методик разного вида методологически корректным. Приводятся данные эмпирических исследований, направленных на сравнение результатов опросниковых и проективных методик, измеряющих одни и те же характеристики личности (систему жизнеобеспечения личности, индивидуальные личностные особенности, внутреннюю конфликтность). В исследованиях было обнаружено, что несмотря на один и тот же предмет диагностики, каждая методика в отдельности показала высокую эффективность, результаты методик слабо сопоставимы между собой - корреляционный анализ показывает слабые связи между показателями одного и того же уровня системы жизнеобеспечения. Cоздание сиблинговых версий - опросник, проективный тест и семантический дифференциал - и их комплексное применение позволят измерять психическую реальность на разных уровнях представленности (уровне семантических формул, конструктов, имплицитных моделей и ядерных структур). |
|
Славутская Е. В. Интеллектуальный анализ данных психодиагностики школьников предподросткового возраста [Электронный ресурс] / Е. В.Славутская, В. С. Абруков, Л. А. Славутский // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 3. – С. 226-232. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: Для анализа данных психодиагностики используется аппарат искусственных нейронных сетей (ИНС). Анализируются взаимосвязи между личностными психологическими качествами школьников в возрасте 10-11 лет и их коэффициентом интеллекта (IQ). Показано, что вычислительные модели, построенные при помощи ИНС, позволяют оценить нелинейные зависимости между значениями психологических показателей, которые не удается получить традиционными статистическими методами обработки данных психологического тестирования. |
|
Вещугина Т. С. Применение психодиагностических методов в работе с персоналом деловой организации [Электронный ресурс] / Вещугина Т.С.// Личность. Культура. Общество. – 2004. – Т, . № 3. – С. 105-118. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: В статье рассматриваются применение психодиагностических методов в работе с персоналом деловой организации и прежде всего, психологических тестов, а именно: личностных опросников, проектных техник, опросника профессиональных интересов, тестов интеллекта и специальных способностей, а также использование тестов преимущественно для отбора персонала. |
|
Собчик Л. Н. Методы психодиагностики как инструмент исследования личности и дезадаптивных состояний [Электронный ресурс] / Л. Н.Собчик // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2011. –№ 1. – С. 85-90. – URL : http://elibrary.ru (27.03.2014). Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования психодиагностических методик личности в дезадаптивных состояниях. |
Каменская, В. Г. Психодиагностика ребенка [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов, О. А. Драганова. - М. : Форум , 2011. - 400 с. В учебнике рассмотрены способы и методы психодиагностического обследования детей. Результаты психодиагностического обследования служат основанием для разработки специализированной программы психотерапии и психокоррекции, которые реализуются практическим психологом тем успешнее, чем надежнее и точнее было выполнено психодиагностическое обследование. В учебнике также рассмотрены взаимосвязи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений. |
|
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст] : в 2-х кн. учеб. пособие для вузов / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1998. - Кн.1 : Система работы психолога с детьми разного возраста. - 2-е изд., перераб. и доп. - 384 с. В учебном пособии дана система диагностических и коррекционных методик, которые стали классическими в образовательной сфере и используются большинством отечественных школьных психологов при работе с детьми и подростками. Пособие предназначено для психологов, социальных педагогов, психиатров и тех, кто интересуется их деятельностью. |
|
Тестирование детей [Текст] : тесты / сост. В. Богомолов. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 352 с. Книга тестов для разных возрастных групп посвящена проблемам выявления потенциальных возможностей ребенка, его обучения, воспитания с учетом психологических особенностей. Она поможет родителям и педагогам в практической работе с детьми. Для широкого круга читателей. |
|
Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] : тесты / Е. Е. Туник. - СПб. : Питер, 2013. - 320 с. Творческая одаренность - ключевая способность современного человека. Как выяснить степень или сферу одаренности? Как направить развитие ребенка в ту сторону, которая соответствует именно его способностям? Эта книга посвящена диагностике креативности. В ней приведены адаптированные варианты тестов и тестовых методик по выявлению творческой одаренности как детей, так и взрослых. Книга предназначена для специалистов: психологов, педагогов, менеджеров по персоналу, социальных работников, преподавателей и студентов, а также тех, кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей. |
Александрова, Ю. В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность [Текст] : учеб.-метод. пособие для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Ю. В. Александрова. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2001. - 96 с. Настоящее издание представляет собой методические рекомендации по применению разработанных автором: 1) проективного теста `Отношение к Другому` (ОД), предназначенного для диагностики психологической структуры отношения к другому человеку, определения специфики его нравственной сущности; 2) опросника для диагностики ролевых паттернов отношения к другому (супружеского, родительского и профессионального) взрослого человека. Методики позволяют получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире взрослого человека, и могут, поэтому, использоваться в целях коррекции его личности и поведения. Пособие предназначено психологам, педагогам, консультантам по кадровым вопросам. |
|
Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты [Текст] : научно-популярное издание / сост. Р. Р. Римский, С. А. Римская. - М. : КСП, 1997. - 320 с. Выпуск "Альманаха" посвящен рисуночным тестам и их применению в практике психолога. Описаны методики "Дом-Дерево-Человек" и "Рисунок семьи", подробно проанализировано развитие детского рисунка, приведен анализ существующего тестового инструментария. Книга предназначена, в первую очередь, для специалистов, студентов и учащихся в области психологии и смежных специальностей. |
|
Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] : прак. - пособие для вузов / А. Анастази, С. Урбина, пер., А. А. Алексеев. - 7-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 688 с. Классическая работа Анны Анастази "Психологическое тестирование" по праву считается "энциклопедией западной тестологии". В издании уделено значительное внимание компьютеризированному адаптивному тестированию, метаанализу, моделированию структурными уравнениями, использованию доверительных интервалов, кросс-культурному тестированию, применению факторного анализа в разработке тестов личности и способностей и другим широко используемым и быстро развивающимся понятиям и процедурам, которые будут оказывать влияние на психометрическую практику в XXI веке. |
|
Архипова, И. А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов. Психологический практикум [Текст] : учеб.-прак. пособие для вузов / И. А. Архипова. - СПб. : Наука и Техника, 2009. - 288 с. Эта книга является практическим пособием по диагностике и самодиагностике личности. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается всплеском интереса к собственному "я", а следовательно, и к самопознанию. Обучение навыкам познания себя - очень серьезная задача, так как для успешной адаптации в обществе, продуктивного взаимодействия с окружающими и, конечно, выбора будущей профессии крайне важно иметь объективное представление о своих потенциальных склонностях и способностях, о сильных и слабых сторонах своей личности. Получить эти знания помогут научно апробированные методики, представленные в данной книге. Все тесты и графические материалы к ним представлены на прилагаемом к изданию CD, что дает возможность работы с ними в группе. Книга предназначена для старшеклассников, студентов педагогических вузов, учителей, школьных методистов и психологов. |
|
Батаршев, А. В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла [Текст] : Практическое руководство / А. В. Батаршев. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 96 с. Описана история разработки теории черт личности. Приводятся психодиагностические методики по определению черт личности, индивидуально-психологических особенностей человека с помощью различных модификаций многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла. Включенные в сборник психодиагностические методики представлены в таком виде, чтобы максимально облегчить для пользователей их практическое применение. Сборник предназначен для практических психологов и студентов гуманитарных вузов. |
|
Батаршев, А. В. Тестирование: основной инструментарий практического психолога [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. В. Батаршев. - М. : Дело, 1999. - 240 с. В учебном пособии рассматриваются сущность и значение тестирования, психодиагностические методики, требования, предъявляемые к тестам, морально-этические нормы поведения практического психолога. Центральное место в пособии отведено обобщению опыта применения методик психодиагностики с использованием личностных тестов. Приведены конкретные тесты, инструкции к их применению, анализу исходных данных и интерпретации результатов тестирования. Для преподавателей и студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации психолого-педагогических кадров - пользователей психодиагностических методик, а также для широкого круга читателей. |
|
Бурлачук, Л. Ф. Введение в проективную психологию [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. - Киев : Ника-Центр, 1997. - 128 с. Книга посвящена проективным методикам исследования личности, теория и практика которых образуют самостоятельный раздел современной психодиагностики. Рассмотрены предыстория и история проективных техник, анализируются феномен проекции, проективная гипотеза и роль стимула, побуждающего испытуемого к реакции. Значительное внимание уделено теоретическому обоснованию методик, раскрывается значение бессознательного психического в диагностике личности на основе проективного подхода. Автор обсуждает вопросы соотношения объективных и проективных тестов и конструирования последних. Читатель получит информацию о том, какие проблемы представляются наиболее актуальными для психологов, работающих с проективными техниками. Завершает монографию справочный раздел, в котором даны систематизированные сведения о многих проективных методиках, как широко известных, так и мало знакомых даже специалистам. Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих психологию, психологов-практиков и всех, интересующихся проблемами психологического исследования личности. |
|
Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] : справочное издание / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е изд. перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2007. - 688 с. Справочник содержит наиболее полный обзор всех существующих и используемых профессиональными психологами психодиагностических методик. В книге вы найдете информацию об авторах того или иного теста, его структуре и характеристиках, сведения о сфере и задачах его применения; получите представление о многообразии стимульного материала, образцы которого приведены в книге, о математико-статистическом аппарате, применяемом в психодиагностике. Издание предназначено для практических психологов и психотерапевтов. |
|
Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] : тесты / А. Л. Венгер. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 160 с. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Эта книга - первое в нашей стране подробное иллюстрированное руководство по применению системы рисуночных тестов и составлению на ее основе "психологических портретов" детей и взрослых. Книга предназначена для психологов, педагогов, студентов. |
|
Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике [Текст] : учеб. пособие для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / Н. С. Глуханюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2005. - 216 с. Данное учебное пособие поможет оптимизировать практическую подготовку студентов-психологов в ходе учебных занятий и самостоятельной работы, сформировать практические умения адекватности выбора и использования диагностических средств. Пособие предназначено для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов, практикующих психологов. |
|
Истратова, О. Н. Психодиагностика : коллекция лучших тестов [Текст] : тесты / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - 6-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 375, [1] с. В сборнике тестов рассматриваются различные возможности психодиагностики личности, ее интеллекта, особенностей познавательных процессов. Показано, что в процессе психодиагностики личности могут использоваться личностные опросники, а также проективные методы, направленные на изучение эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, функциональных состояний. Рассматриваются возможности диагностики профессиональной направленности и профессиональной компетентности. Сборник содержит как развернутые аннотации известных психологических тестов, так и полные варианты методик, хорошо зарекомендовавших себя в практической психодиагностике. Представлены рекомендации к выполнению этих методик. Книга рассчитана на широкий круг читателей, студентов факультетов психологии и педагогики, а также практикующих специалистов. |
|
Маховер, Карен. Проективный рисунок человека [Текст] : научное издание / Карен Маховер, пер. Ю. А. Васильева. - М. : Смысл, 1996. - 158 с. Перевод классического руководства по одной из популярнейших методик клинической диагностики личности. Для психологов, психотерапевтов, социальных работников. |
|
Психодиагностические материалы [Текст] / ред., сост. И. М. Карлинская. - М. : Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 1999. - 385 с. В учебном пособии приведены тексты методик, инструкции, бланки ответов, ключи, тестовые нормы. Дополнительные сведения об авторах создания и адаптации методик, обработке и интерпретации результатов сообщаются студентам на семинарских и практических занятиях. Психодиагностические материалы предназначены для студентов спецотделений психологических факультетов высших учебных заведений и психологов, профессионально специализирующихся в области психодиагностики. |
|
Ратанова, Т. А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] : учеб. пособие для вузов; рекомендовано Мин. образования / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. - 4-е изд., испр. - М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2005. - 320 с. Пособие посвящено одной из актуальных проблем современной прикладной психологии - методам психодиагностики. Представлены основные психологические методики, диагностирующие уровень психического развития, личностные свойства и межличностные отношения детей различных возрастов, индивидуально-типологические и психофизиологические особенности личности, профессиональные направленность, мотивы, интересы и педагогические способности. Многие методики могут быть применены в коррекционной работе с детьми разного возраста. Для психологов, студентов педвузов и педучилищ, учителей, классных руководителей, работников психологической службы, родителей и абитуриентов. |
|
Собчик, Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений [Текст] / Л. Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2003. - 96 с. В книге подробно описаны получившие в последние годы широкую популярность методики, удобные своей лаконичностью, эффективностью и широким диапазоном применения. Это - индивидуально-типологический опросник (ИТО), позволяющий определить степень выраженности личностных свойств в целях профориентации, кадрового отбора, индивидуализации педагогического подхода, а также степени социально-психологической адаптированности как психически здоровых людей, так и лиц с пограничными психическими расстройствами. Детский вариант ИТО удобен для оптимизации учебного процесса и дифференцированного подхода при выборе воспитательных мер. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) позволяет определить стиль межличностного поведения человека и направлен на изучение зоны конфликта и внутриличностной конгруэнтности. Практическое руководство предназначено для психологов, педагогов и врачей в их повседневной работе. |
|
Собчик, Л. Н. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттеллу [Текст] / Л. Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2002. - 24 с. Данный тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.). Результаты культурно-свободного теста (CF-теста) относительно независимы от влияния специального образования в широком диапазоне культурных и социальных различий. Методика может применяться для обследования детей старше 8 лет и взрослых любого образовательного уровня. |
Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2011. - 384 с. В книге детально рассмотрены история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Особое внимание уделено теоретическим и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Психология", аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности. |
|
Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] : практикум / Н. Е. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с. Для управления стрессом необходимо знать его причины, научиться распознавать его признаки, учитывать негативные последствия. Издание содержит как теоретические аспекты психодиагностики стресса, так и конкретные методики, позволяющие осуществлять комплексную диагностику стресса. Книга предназначена для студентов и вузовских преподавателей психологического профиля, менеджеров по персоналу, специалистов по стресс-менеджменту и руководителей всех уровней. |
|
Носс, И. Н. Психодиагностика [Текст] : учебник для бакалавров ; рекомендовано Мин. образования / И. Н. Носс. - М. : Юрайт, 2013. - 439 с. В настоящем издании в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения изложены основные теоретические положения общей психодиагностики, психометрические основы познания психологической реальности, основные этапы истории становления и развития психодиагностики. Дается определение ее специфически психологического объекта и предмета, дана характеристика методов исследования личности, межличностных отношений в группе, профессиональные и экспериментальные психодиагностические разработки, в том числе авторские оригинальные методики. Для студентов и практических психологов в рамках освоения технологии психологической диагностики личности и группы. |
|
Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности [Текст]. - М. : ПЕРСЭ, 2003. - 768 с. Учебное пособие содержит теоретические и методические материалы для семинарских и практических занятий по вопросам психодиагностики и прогнозирования профессиональной пригодности человека с учетом специфики задач профессиональной ориентации и отбора, изучения межличностных отношений, экспертизы психического здоровья, акцентуаций личности, причин ошибочных действий и аварий. Практикум предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов, а также для психологов-практиков. |
|
Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества [Текст] : учебное пособие / авт., сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 495 с. В сборнике рассматриваются различные возможности психодиагностики личности. Показано, что в процессе психодиагностики личности могут использоваться личностные опросники, а также проективные методы, направленные на изучение эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, функциональных состояний. Представлены методики диагностики личности в контексте семейной сферы (супружество, родительство). Сборник содержит варианты методик, наиболее зарекомендовавших себя в практической психодиагностике. Представлены методические рекомендации к выполнению этих методик. |
|
Психологическая диагностика [Текст] : учебник для вузов ; рекомендовано методсоветом по направлению / ред. М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2005. - 652 с. В учебнике анализируется общее состояние психологической диагностики в нашей стране и за рубежом. Отдельные главы посвящены диагностике интеллекта и умственного развития, специальных способностей, диагностике психологических особенностей личности, вопросам диагностики в психологическом консультировании. Авторы учебника дают подробную информацию об основных классах методических средств (тесты, опросники, проективные и психофизиологические методы), общих требованиях к ним, их достоинствах и недостатках. В книге описаны основные возможности психодиагностических средств и их ограничения, особенности интерпретации результатов и вопросы этики специалиста-психодиагноста. |
|
Романова, Е. С. Психодиагностика [Текст] / Е. С. Романова. - СПб. : Питер, 2005. - 400 с. В учебном пособии даются системный теоретико-методологический анализ и методическая интерпретация основных проблем психодиагностики. Книга отличается тем, что в ней не только представлены материалы, отражающие требования Государственного стандарта к содержанию учебной дисциплины "Психодиагностика", но и определены функции и задачи практикующего психолога в структуре психологической службы, сформулированы требования к основным компетенциям, которыми должен обладать специалист-психолог. Издание предназначено для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. |
|
Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности [Текст] : Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2005. - 624 с. В книге ведущего специалиста в области психологии личности, индивидуальности и психологической диагностики обобщен и проанализирован огромный объем информации по разнообразным теоретическим и практическим вопросам. Впервые книга, включающая в себя подробное описание множества наиболее надежных и информативных психодиагностических тестов, рассматривает их через призму единого методологического подхода - теории ведущих тенденций. В рамках теории ведущих тенденций психологическое исследование индивидуально-личностных свойств выявляет феноменологическую сопоставимость разных тестовых методик. Изучение личностных свойств, способствует правильному выбору профессии, решению личных проблем человека, помогает ему умело использовать сильные стороны своего характера и контролировать слабые, стать властелином своей судьбы и успешно бороться с ее превратностями. Книга в первую очередь предназначена для психологов и врачей-психотерапевтов. В ней приводятся рекомендации по применению личностных тестов на практике в разных сферах деятельности практического психолога, педагога, социолога, психотерапевта, врача. Приведены конкретные рекомендации по профориентации, кадровому отбору, семейным отношениям, по индивидуализации коррекционного подхода, а также выделены дифференциально-диагностические критерии. |
|
Справочник практического психолога. Психодиагностика [Текст] : справочное издание / ред. С. Т. Посохова. - М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2005. - 672 с. Справочник отражает оригинальный подход к созданию справочной литературы по психологической диагностике. Психодиагностика представлена как отрасль науки и как область практической деятельности психолога. В справочнике собраны традиционные и оригинальные тесты и методики, представлены уникальные психодиагностические комплексы, приведены результаты их апробации, даны комментарии. Справочник предназначен для практических психологов, психологов-консультантов, психологов-исследователей, а также для студентов психологических и педагогических факультетов. |
|
Тесты по профориентации для учащихся: самый полный сборник тестов [Текст] : справочник / сост. А. А. Аркадьев. - Минск : Современная школа, 2008. - 272 с. Цель справочника - быть своеобразным ориентиром для желающих получить общее представление о своем профессиональном потенциале, соотнести свои профессиональные предпочтения и запросы с имеющимися внутренними возможностями. В справочнике представлены профессиональные и любительские тесты, разработанные отечественными и зарубежными специалистами, которые были опубликованы в различных изданиях. Справочник предназначен для старшего школьного и юношеского возраста, родителей, учителей, а также для всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами профориентационной работы. |
|
Шапарь, В. Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 448 с. Книга посвящена диагностике процессов, происходящих в группах и коллективах, изучению социально-психологического климата групп и коллективов, диагностике лидерства в группах, выявления качеств лидера. Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих психологию, преподавателей и психологов практиков. |
|
Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики [Текст] : в 3-х ч. учебник для вузов ; рекомендовано Мин. образования / Н. И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2003 - . – Ч. 1. - 288 с. Часть 1. В учебнике раскрывается специфика работы практического психолога. Учебник состоит из трех частей. В первой части приводится методика типичных диагностических процедур, рассматриваются психометрические основы психодиагностики, многомерные методы анализа и интерпретации данных, роль ЭВМ в психодиагностике. Часть 2. Приводится характеристика межличностных отношений, продемонстрирована связь коррекционных и терапевтических процедур применительно к социально-психологическим проблемам. Часть 3. Приводит сведения о развитии и современном состоянии психодиагностики личности и образовательных систем. В практикумах и приложениях дан широкий перечень диагностических средств, предложены рекомендации по психокоррекции и развитию личности и групп. Учебник адресован студентам высших учебных заведений психолого-педагогического профиля, будет полезен и для практических психологов. |